|
14 июня 2025 года состоялся Сестрорецкий водоход в честь 170-летия со дня чудесного спасения города от обстрела англо-французской эскадры 14 июня 1855 года
В этом году событие проводится при участии прихода храмов св. ап. Петра и Павла, казаков «Невской сечи», которые участвовали по благословению настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка архимандрита Гавриила (Коневиченко) в водоходе с Штандартом Конвоя и иконой Августейших атаманов Государя Императора Николая II и Цесаревича Алексия, парка Дубки, Арт-Курорта, администрации МО г. Сестрорецка, администрации Курортного района, отдела по взаимодействию с религиозными организациями при администрации губернатора Санкт-Петербурга, общественной организаций города Кронштадта РОО «Мы из Кронштадта», ветеранских и молодежных общественных организаций Сестрорецка.
«ВКонтакте» — социальная сеть. Страница
О событии в СМИ:
Сюжет телеканала «Санкт-Петербург» — К 170-летию исторической защиты Сестрорецка во время Крымской войны возобновлена традиция крестного хода
|
Событие состоялось по инициативе и благословению благочинного Курортного округа протоиерея Михаила Петропавловского.
Начало Крестного хода по водам Финского залива началось с молебна в парке Дубки у памятника Петру Первому с последующим шествием к часовне Николая Чудотворца. Священством храма Петра и Павла города Сестрорецка был отслужен молебен и участниками Водохода были возложены цветы к памятнику основателя Санкт-Петербурга.
Далее участники Сестрорецкого Водохода направились на лодочную станцию в Дубках и на катерах отправились в водное шествие по водам Финского залива курсом на остров Тотлебен. Водоход возглавил ботик Петра Первого с находящимися в нем священниками. За ботиком следовали катера с другими участниками, в том числе с главой администрации Курортного района Александром Забайкиным и Владимиром Ивановым, начальником отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, представителями ветеранских и молодёжных общественных организаций.
В акватории Финского залива катера из Сестрорецка встретились с катером из Кронштадта и совместно продолжили продвижение к форту Тотлебен.
На форте все участники Водохода приняли участие в молебне у памятного Поклонного Креста. Памятный Крест установлен на месте разрушенного храма Святой Марии Магдалины в ознаменование восстановления Форта Тотлебен в день 170-летия обороны Сестрорецка в Крымской войне (1855 – 2025), что сообщается на закрепленной на Поклонном Кресте табличке, изготовленной специально для сегодняшней даты.
— Нельзя переоценить его значение для сохранения исторической памяти, — сказал глава администрации Курортного района Александр Забайкин.
После молебна у Поклонного Креста для участников Водохода губернатором форта Тотлебен Олегом Куксаром была проведена экскурсия по защитным сооружениям форта.
Протоиерей Михаил Петропавловский и протоиерей Сергий Чуркин дали интервью общественной организации РОО Мы из Кронштадта, в котором передали поздравления всем жителям города Кронштадта и Санкт-Петербурга с днем 35-тилетия прославления в лике Святых Святого праведного Иоанна Кронштадтского, чью память сегодня празднует Православная церковь.
По окончании всех мероприятий на форте все участники были приглашены на праздничную трапезу.
Историческая справка.
В 2025 году исполняется 80 лет победы в Великой Отечественной Войне и 170 лет исторической защите Сестрорецка во время Крымской войны. Сегодня, когда наша страна ведет войну против сил «коллективного Запада», эти даты являются нашей генетической памятью об опыте наших предков. Эти события, эти победы России являются бесценным историческим наследием, опытом поколений.
Флоты Англии и Франции, объявивших войну России 9 (21) марта 1854 года, значительно превосходили Русский флот на море. Боевые действия Крымской (Восточной) войны (1853–1856), как известно, проходили не только в Крыму, но и на Кавказе, на Белом море, на Дальнем Востоке и на Балтике.
В качестве главных целей, английские и французские адмиралы выбрали Черноморский и Балтийский флоты, они планировали разгромить главную русскую военно-морскую базу Кронштадт, потом напасть на Петербург и попытаться принудить императора Николая I к полной капитуляции.
Летом 1854 года в Балтийское море отправились британская эскадра вице-адмирала Чарльза Нейпира и французская вице-адмирала Александра Парсиваля-Дешена. На борту кораблей находился десант численностью 12 000 солдат (10 000 французов и 2000 англичан).
Русские моряки поставили минные заграждения у входов на рейды Кронштадта и Свеаборга, Ревеля и Усть-Двинска. Одной из главных причин, почему англичане и французы не решились идти дальше, стали оборонительные мероприятия русского командования. Осознавая, что в открытом море превосходство будет на стороне более многочисленного англо-французского флота, в котором, к тому же, было значительно больше паровых судов, русские ограничились пассивной обороной своих баз с использованием новейших технических средств.
Идея установки на фарватерах взрывных устройств, которые могли бы подрывать вражеские корабли при их проходе над ними, была стара. Но только в середине XIX века наука и техника дошли до практического воплощения этой идеи. Важнейшей проблемой было сделать так, чтобы свои корабли могли свободно проходить через минные заграждения, а неприятельские нет. Так зародился проект дистанционного управления взрывными устройствами, которое можно было осуществить с помощью электрических проводов.
Крепость Кронштадт весьма основательно готовилась к возможному нападению англо-французского флота. Готовился и Сестрорецк, ведь Сестрорецкий оружейный завод был хорошо известен в Европе и мог стать одним из объектов нападения. Прежде всего для своевременного обнаружения приближающегося противника на берегах Финского залива были установлены телеграфные станции. Правда, это были не телеграфы в современном понимании, а сооружения, напоминающие железнодорожные семафоры.
Одну из телеграфных станций в 1854 году решили оборудовать в Дубовой роще, для чего потребовалось спилить некоторое количество дубов. Выбором места для телеграфов руководил инженер и кавалер Нюберг. Он определил, что для строительства станции потребуются брёвна «длиной 7 саж, толщиной 10 вершков» в тонком конце. Такие мощные деревья оказались только в Сестрорецке, и подпоручику «Сестрорецких заводских лесов» Юханцеву пришлось запрашивать специальное разрешение на вырубку пяти «штук таковых». Всего же для устройства телеграфов было взято «бревён разных размеров 73 штуки и жердей 97 штук». Таким образом, можно предположить, что «телеграф» имел высоту около 14 метров, не превышавшую высоту росших в Дубовой роще деревьев, иначе не пришлось бы их вырубать. Построить «телеграф» выше деревьев, видимо, опасались из соображений секретности и безопасности.
Вырубки начались в двадцатых числах марта и продолжались также в апреле и мае, что требовали «опыты телеграфами», а 2 мая Санкт-Петербургская губерния была объявлена на военном положении. Июнь 1854 года в Сестрорецке был, видимо, не жарким, потому что «телеграфщики», нуждаясь в отоплении, просили доставить дрова. Но службу они несли исправно, и 13 июня командующий сообщал, что согласно донесению «поручика вверенного мне полка Кузнецова, 12 числа сего июня на телеграфе поста Ала-Сейвисто замечено неизвестно какого флага большое количество караблей и параходов в весьма дальнем расстоянии и имеющим направление в Кронштадт». Это было первое сообщение о появлении близ Кронштадта англо-французской эскадры.
В 9 часов утра 14 июня 1854 года в Кронштадте и Сестрорецке увидели направлявшееся с запада огромное облако дыма — основные силы англо-французского флота приближались к острову Котлин. В этот день многие петербуржцы приходили на берег Финского залива и своими глазами наблюдали за действиями английской эскадры. Когда Николай Первый увидел из своего дворца английские военные корабли, он, по свидетельству современников, упал в обморок. Однако союзники в этом году ограничились лишь демонстрацией своих намерений. Проведя несколько разведывательных выходов и убедившись в невозможности взять Кронштадт прямой атакой, 20 июня неприятельский флот ушёл в море. В Сестрорецке вздохнули с облегчением, но подготовка к боевым действиям в Кронштадте и на побережье продолжалась.
Русский поэт Н. А. Некрасов написал в этот день следующее стихотворение.
Великих зрелищ, мировых судеб поставлены мы зрителями ныне:
Исконные, кровавые враги, соединясь, идут против России:
Пожар войны полмира обхватил, и заревом зловещим осветились
Деяния держав миролюбивых…
Обращены в позорище вражды — моря и суша…
Медленно и глухо к нам двинулись громады кораблей,
Хвастливо предрекая нашу гибель, и наконец приблизились — стоят
Пред укрепленной русскою твердыней…
И ныне в урне роковой лежат два жребия и наступает время,
Когда Решитель мира и войны исторгнет их всесильною рукой
И свету потрясенному покажет.
В 1855 году враги предприняли попытку атаковать Кронштадт. 14 июня командир Сестрорецкого оружейного завода доложил инспектору оружейных заводов, что «около 3 часов пополудни один пароходо-фрегат и две канонерские лодки, отделившись от соединённой эскадры, подошли к берегу на расстояние пушечного выстрела». Это «расстояние» у неприятельских орудий было несколько больше, чем у русских пушек. Высаживать десант союзники не собирались, так как, сделав промеры глубин у северного берега залива, выяснили, что близко к берегу подойти не смогут.
Противник, открыв огонь из всех орудий, в течение часа обстреливал сестрорецкий берег ядрами и гранатами. Часть прихожан укрылась в церквях, молясь о заступничестве высших сил. Какова же была всеобщая радость, когда после окончания атаки ни заводские строения, ни жилые дома не пострадали и все жители остались живы. Только осколком гранаты ранило подпрапорщика Федора Шустера. В заповедной Дубовой роще несколько вековых дубов получили незначительные повреждения.
Во время всего обстрела 14 июня в церкви Петра и Павла службу вёл священник Пётр Михайлович Лабецкий. За стойкость, проявленную при этом, его наградили бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте, учреждённом в память войны 1853–1856 годов. В чудесном спасении Сестрорецка и его жителей П. М. Лабецкий увидел заступничество святых апостолов Петра и Павла и святого чудотворца Николая, которое, по его мнению, следовало увековечить. В 1857 году П. М. Лабецкий ходатайствовал перед высшими чинами о разрешении «выстроить за свой счёт небольшую каменную часовню в память чудесного спасения завода и жителей от огня противника в июне 1855 года», и 9 мая 1858 года его просьба была удовлетворена. Часовня в Дубках благополучно существовала до советских времён. Каждый год в ближайшее к 14 июня воскресенье к ней совершался Крестный Ход в память 14 июня 1855 года. Служили молебен с провозглашением «Вечной памяти» основателю Сестрорецка Петру Великому. В 1930-е годы воинствующие атеисты часовню уничтожили. Восстановлена она была в парке «Дубки» в год празднования 300-летия Сестрорецка.
Сегодня наш долг оживить эти страницы истории. В рамках празднования 170-летия обороны Сестрорецка предлагается возобновить крестный ход, только изменить его маршрут. 14 июня 2025 года, пройти Крестным Ходом от часовни свт. Николая в Дубках, до причала в парке, и на лодках, яхтах и катерах выйти в акваторию Финского залива. С иконами и хоругвями на плав.средствах отправиться к форту Тотлебен, где