22 апреля 2023 года, в выставочном павильоне «Спасская башня», что на Привокзальной площади у Духовно-просветительского центра появилась инсталляция, посвященная 78-летию Великой Победы

 

Экспозиция посвящена участию священнослужителей в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

 Видеоматериалы

 

 Документальные фильмы

 

О Событии в СМИ

 

Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «75-й годовщине Победы посвящается»

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТОТ ДЕНЬ ВСЕ ПРИБЛИЖАЛИ КАК МОГЛИ!

 

Вся страна — на фронте: в небе, на земле на море, в партизанских отрядах, военных госпиталях, в тылу на предприятиях, которые выпускали всё необходимое для фронта — делала всё, чтобы приблизить День Победы. О необходимости противостоять врагу в первый же день Великой Отечественной войны.

 

22 июня 1941 года митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».

 

«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг», — говорится в этом послании.

 

«Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно „ради Иисуса, а не ради хлеба куса“, как выражался святитель Димитрий Ростовский.

 

Положим же души своя вместе с нашей паствой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины» — писал владыка РПЦ.

 

Многие священнослужители воевали обычными бойцами и командирами. Так, Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, воевал командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки.

 

Будущий архимандрит Алипий  миру Иван Михайлович Воронов) прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Награжден орденом Красной звезды, медалью За отвагу, несколькими медалями За боевые заслуги. И таких примеров — может быть сотни, а может и тысячи, ведь точную статистику никто никогда не вёл.

 

Священнослужители совершали богослужения, героически воевали на поле боя, лечили раненых. Кроме того, они оказывали армии материальную помощь. Батюшки собирали средства на нужды фронта.

 

Московская епархия за три первых года войны собрала и сдала на нужды фронта пожертвований на 12 миллионов рублей. В марте 1944 года танковым полкам было передано 40 танков Т-34. Из них была сформирована колонна им. Дмитрия Донского. Прихожане из Саратова собрали средства, на которые были построены 6 самолетов, на борту которых была надпись «Александр Невский».

 

Священнослужители разделили с ленинградцами все тяготы жизни в осажденном Ленинграде. Стоит сказать, что к началу войны в нашем городе оставалось всего 10 православных храмов  1917-м году, для сравнения, их было около 500), в основном кладбищенских, около 30 священников. Среди них был и будущий патриарх Московский и всея Руси, а во время войны митрополит ленинградский Алексий.

 

С 23 июня церкви объявили о начале сбора пожертвований на нужды фронта. Из храмов были отданы все средства, находящиеся в запасе. Расходы на содержание церквей сократили до минимума. При этом службы в храмах проходили ежедневно — в 8 и 16 часов. Время было изменено, в связи с тем, что в эти часы было меньше всего бомбежек.

 

Священнослужители категорически отказывались отправляться в эвакуацию. В холод и голод они проводили богослужения и отпевания. Нередко им приходилось отпевать умерших прямо на улице, рядом с храмом, куда люди привозили тела своих родных. Умирали и сами священнослужители. 8 клириков Владимирского собора не смогли пережить страшную зиму 1941-1942 года. Регент Никольской церкви умер прямо во время службы.

 

Духовенство участвовало в рытье окопов, организации противовоздушной обороны в блокадном Ленинграде. Вот один из примеров: в справке, выданной 17 октября 1943 года архимандриту Владимиру (Кобецу) Василеостровским райжилуправлением, говорилось: «Состоит бойцом группы самозащиты дома, активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несет дежурства, участвует в тушении зажигательных бомб.

 

В самый разгар войны Сталин пишет благодарственное письмо ленинградским священникам. Его публикует газета «Правда». А осенью 1943 года двенадцать священнослужителей были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Две из них хранятся в музее петербургской епархии — медали родственники священников.

 

Внесли свой вклад священнослужители и в партизанское движение. На экспозиции вы можете видеть фотографию награждения священнослужителя боевой медалью «Партизану Отечественной войны II степени». Награду священнику церкви псковского села Хохловы Горки Федору Пузанову вручает Герой Советского Союза Константин Карицкий, командир 5-й Ленинградской партизанской бригады.

 

Священник Федор Пузанов — герой двух войн. За храбрость в Первой мировой был награжден тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью II степени. В конце 1920-х годов стал диаконом и вскоре был арестован. Затем служил в сельском храме.

 

Фашисты решили, что репрессированный священник должен служить им и молиться за победу германского оружия. Его направили служить в деревню Хохловы Горки. Батюшка вошел в доверие к врагу и стал партизанским разведчиком.

 

Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.

 

«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я и получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».

 

Батюшка хитростью спас более 300 человек, которых планировали угнать в Германию. Он догнал колонну за селом и «предупредил» фашистов, что впереди партизаны и предложил покараулить колонну, пока они проверят дорогу. А сам увел их в партизанский отряд.

С 1948 года и до смерти был настоятелем Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области.

 

Говоря о священнослужителях, внесших немалый вклад в борьбу с фашизмом, нельзя не рассказать об архиепископе Луке  миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий). Архиепископ Лука — епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский, также являлся российским и советским хирургом, ученым, автором трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктором медицинским наук, лауреатом Сталинской премии первой степени за достижения в области медицины.

 

До начала Великой Отечественной войны он провел в заключении и ссылках в общей сложности 11 лет. Подвергался пыткам. Но уже в июле 1941 года, находясь в ссылке в Красноярском крае, направил в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина телеграмму. В ней священнослужитель написал, что является врачом, специалистом по гнойной хирургии и готов оказывать помощь воинам на фронте или в тылу, где ему доверят. Он просил направить его в госпиталь. После войны он был готов вернуться обратно в ссылку.

 

Просьба не осталась без ответа — уже осенью 41-го Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом эвакуационного госпиталя. Кроме того, он консультировал все красноярские больницы. В 64 года он делал по 3 – 4 операции в день.

 

Когда в стране начали открываться храмы, он без отрыва от медицинской службы, возглавил Красноярскую епархию.

 

Еще он успевал писать статьи. С 1943 года публиковался в «Журнале Московской епархии». В одной из них, в частности, он выступил сторонником смертной казни «обер-фюрера орды палачей и его ближайших сообщников-нацистов».

 

1944 году, после того, как госпиталь переехал в Тамбовскую область, возглавил местную епархию, где впоследствии было открыто немало храмов и перечислено на военные нужды около миллиона рублей.

 

В числе 7 старейших по хиротонии архиереев, включая Василия Ратмирова, в феврале 1945 года награждён патриархом Алексием I правом ношения бриллиантового креста на клобуке, «во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности». Указом Патриарха от 5 апреля 1946 года переведён в Симферополь.

 

В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах „Очерки гнойной хирургии“, законченном в 1943 году, и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам. Он был единственным священнослужителем, удостоенным этой премии.

 

Архиепископ Лука всю жизнь был чуток к чужим бедам. Большую часть своей Сталинской премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб.

 

Архиепископ Лука умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

 

Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых.

 

А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

 

Постановлением Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2000 года в соответствие с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» гражданин Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович был полностью реабилитирован.