|
Официальный сайт газеты «Общество и Экология» – Материал «Казачий дуб: от Петра Первого до наших дней»
|
Разгадана тайна Сестрорецкого могучего дуба
В Северной войне России против Швеции, продолжавшейся 21 год (с 1700 по 1721 годы), Россия одержала крупную победу и стала Российской Империей. Но в свои первые годы войны войска Петра Первого потерпели серьёзное поражение под Нарвой. С этого момента и начинается история легендарного Сестрорецкого дуба.
В битве под Нарвой принимали участие не только русские войска, но и казаки из Малороссии и Донские казаки. Это было летом 1700 года. Малороссийские казаки так и не добрались до театра боевых действий, поскольку застряли в русских сёлах, натворив там много бед. А вот донские казаки бились геройски, при этом многие из них попали в плен к шведам.
Одному из молодых донских казаков из города Бахмута, в котором добывалась соль и стояла пограничная сторожа, в том самом краю, называвшемся в народе Дикое поле и, который ныне называется Донбасс, мать и отец, перед походом казака на войну, дали сыну, как оберег и символ жизни жёлудь дуба, росшего рядом с их хатой. Батько казака, который знал ещё стариков, помнивших как создавалась Бахмутская сторожа в 1571 году при Иване Грозном дал наказ своему сыну – после победы посадить жёлудь в том самом месте, где бились казаки.
В 1700 году, потерпев поражение, часть войск Петра Первого попала в шведский плен, среди них в плену оказались порядка 2000 донских казаков. Судьба многих из пленных до сих пор неизвестна, и на сегодняшний день покрыта завесой тайны. Но нескольким казакам удалось бежать из плена, и среди них был молодой храбрый казак из Бахмута. Родительский оберег он всегда хранил с собой, даже в самые трудные минуты, когда, казалось бы, враг мог его заколоть штыком или зарубить саблей.
Когда шведы вели под конвоем 2000 пленных измученных и голодных донских казаков, то на одном из привалов, где в 1700 году на месте современного Сестрорецка находилась бывшая шведская деревушка Систербек (Сестрин ручей), молодой донской казак, достав жёлудь, и вырыв в земле мозолистыми почерневшими пальцами глубокую лунку, вдавил жёлудь в землю и присыпал его землёй. Он поклялся вырваться из плена и отомстить шведам, а потом вернуться к этому месту, где был посажен жёлудь.
Совсем малой части казаков удалось вырваться из плена, многих в ту ночь казачьего восстания шведы перебили. Молодой казак долго шёл с небольшой группой братьев-казаков по неизвестной северной земле, которая уже через 3 года станет русской, а ещё через 11 лет, в 1714 году, Пётр Первый обоснует здесь город Сестрорецк.
Молодой казак добрался до своего родного дома в Бахмуте, рассказал родителям о тяжёлом поражении под Нарвой, о том, что сначала попал, а потом бежал из плена. Попросил прощения у родителей за то, что посадил жёлудь не на русской земле, а на шведской и сказал, что будет мстить шведам. Родители его поняли и поддержали, при этом батько был твёрд и сказал сыну, чтобы тот выполнил отцовский наказ хоть через год, хоть через два, хоть через 10 лет. Речь шла о победе.
Время летело, в 1709 году, молодой казак героически сражался в регулярной армии Петра Первого против шведов под Полтавой и громил их, а также гнал отступников Мазепу и Орлика, которые предали Петра и Россию.
Жёлудь пустил корни и рос сильным дубом.
История мощного красивого русского дуба, произрастающего в Курортном районе Санкт-Петербурга в городе Сестрорецке некоторое время была окутана тайной. Как я и предполагал в своей первой статье в 2023 году, этот дуб появился на свет до рождения Петербурга и мог наблюдать уже в своём молодом возрасте, как Пётр Первый сажал свой первый дуб в нынешнем парке «Дубки».
История дуба, о котором идёт речь, требует внимания общественности. Идейным генератором исследования и установления научной истины в наше время выступил архимандрит Гавриил (Коневиченко), духовник Казачьей общины «Невская Сечь» города Сестрорецка.
Конечно, мы не можем на «машине времени» вернуться в то время, поэтому небольшие сомнения по реальному возрасту дуба остаются, хотя на сегодняшний день тайна «казачьего дуба» можно сказать разгадана.
В самом конце 20 века история «казачьего дуба» ярко проявилась в 1996-1997 годах, о чём рассказал газете «Общество и Экология» сестрорецкий краевед Евгений Олегович Нифашев, регулярно публикующий материалы в газете «Берега». В тот период, после распада СССР и тяжёлых 90-х годов, в период хаотичной застройки
В 2023 году я уже писал о том, что тогда в конце 90-х произошло чудо! В тот период в Петербурге в Ботаническом саду работала комиссия ЮНЕСКО, работала по своим проектам. К ним и обратилась неравнодушная жительница Сестрорецка Ольга Григорьевна Растворова, которая попросила членов комиссии ЮНЕСКО приехать в Сестрорецк и установить возраст дуба для последующей его защиты. У комиссии с собой была специальная аппаратура. После экспертизы выяснилось, что «казачьему дубу» более 300 лет. Комиссией ЮНЕСКО был составлен протокол, но, к сожалению, он был утрачен в связи со смертью О.Г. Растворовой.
Сама по себе Ольга Григорьевна Растворова — это уникальный человек. Она родилась в 1933 году в Ленинграде и умерла в 2010 году в Сестрорецке. Являлась учёным-почвоведом, публицистом и поэтом, Почётным гражданином города Сестрорецка, членом общества «Жители блокадного Ленинграда». Всё говорит о том, что она была великим гражданином СССР и России и до последних своих дней боролась за Родину и природу родного края.
О.Г. Растворова из своего кармана оплатила экспертизу комиссии ЮНЕСКО, чётко определившей, что «казачий дуб» по возрасту относится к концу 17 века, то есть, ему больше 300 лет. И это на тот период середины 90-х годов.
Комиссия ЮНЕСКО уехала. Строители не решились уничтожать дуб, а спилили только лишь одну большую ветвь и, таким образом, техника для строительства проехала на место застройки. Все стороны облегчённо вздохнули.
Эта реальная история со временем забылась, но дуб остался. Он и сейчас раскинул свои могучие ветви, является домом для птиц, создаёт вокруг себя микроклимат и взывает к справедливости.
И вот, уже в летние дни 2023 года, неутомимый батюшка архимандрит Гавриил (Коневиченко), тоже Почётный гражданин города Сестрорецка, духовник Казачьей общины «Невская сечь» поднял «на уши» всех казаков общины, представителя Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александра Ваймера и поставил цель провести исследование и установить правду относительно возраста «казачьего дуба». Подключилась Экологическая полиция при Казачьей общине «Невская сечь».
Казачья община «Невская сечь» подготовит обращение к Губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову с просьбой рассмотреть вопрос об охране «казачьего дуба» и установления памятной доски.
Есть понимание, что это стратегически важное дело, ведь это и память об О.Г. Растворовой, и о самом дубе, и об истории Санкт-Петербурга.
В парке «Дубки» есть дуб, предположительно высаженный Петром Первым в 1714 году. То есть, этому дубу 311 лет. И это замечательно. Но теперь в Петербурге известен более древний «казачий дуб», возраст которого предположительно равен 325 годам.
Данный «казачий дуб» — это символ великой исторической связи между древним казачьим городом Бахмутом (Артёмовском) на Донбассе, которому исполнилось 454 года и, который ещё предстоит восстановить после разрушений бандеровской армией и наёмниками из стран НАТО, и между культурной столицей России городом Санкт-Петербургом, которому 27 мая исполнится 322 года.
Дуб — символ не только города Сестрорецка, но и символ русской государственности, связи поколений и времён.
Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология», член Союза журналистов России, атаман Экологической полиции при Казачьей общине «Невская Сечь», председатель СПб РОКО «Союз Донбассовцев», 22 апреля 2025 года
На фото: представители Казачьей общины «Невская Сечь» города Сестрорецка у «казачьего дуба» 21 июля 2023 года