9 октября 2021 года. "Подвиг святых"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Тихвинском храме Сестрорецка.

 

 

В канун Недели 16-й по Пятидесятнице, 9 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка.
 
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Гавриил (Коневиченко) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
 
За богослужением молились казаки станицы  «Невская сечь».

 

«Каждый воскресный вечер на богослужении мы прославляем воскресшего Господа, благодарим Его за подвиг, совершенный ради нашего спасения, — сказал владыка в проповеди. — Поклоняясь Его Воскресению, Святая Церковь совершает память угодников Божиих. Мы должны внимательно слушать чтение за Всенощным бдением канонов, стихир: в них раскрывается суть подвига святых. Если слушаем внимательно, можем их примером вдохновиться. Нам кажется, что мы живем трудно, молимся, соблюдаем посты, все правильно делаем. Но если посмотреть на подвиг святых, то все наши дела далеки от этого, как земля от неба. Сегодня мы чтим память нескольких святых, я кратко о некоторых из них скажу. Например, мученик Каллистрат, который жил во втором веке, в еще языческом мире. Его дед стоял у Креста на Голгофе, был из Карфагена, служил в войске Понтия Пилата. Увидев, как распинают Сына Божия, уверовал во Христа и передал свою веру сыну Нестору, который тоже был военным, как и его сын Каллистрат, отличавшийся кротким нравом. По ночам, когда в казарме все спали, он уходил молиться в тайное место. Его выследили и донесли начальству. Начальники стали угрожать, что если он не откажется от веры, его замучают. Он не принес жертвы языческим богам и выбрал Христа. После истязаний его зашили в мешок и бросили в море. Мешок зацепился за острую скалу и разорвался, а дельфины по промыслу Божию вынесли Каллистрата на берег. Сорок пять воинов были поражены этому чуду и уверовали во Христа. Всех их бросили в темницу, и там Каллистрат рассказал воинам, что Христос — Сын Божий и не нужно бояться смерти: они получат мученические венцы. Военачальник приказал воинов утопить, но не в море, а в пруду, где дельфинов нет. Их связали по рукам и ногам и бросили в пруд. Но веревки развязались. Видя это чудо, еще сто тридцать пять воинов уверовали во Христа. Тогда этих сорок пять казнили, а те сто тридцать пять их погребли».

«Второй святой, о котором я хочу рассказать, это преподобный Савватий Соловецкий, — продолжил архипастырь. — Он жил в пятнадцатом веке в монастырях, устроенных учениками преподобного Сергия Радонежского. Начал подвизаться в Кирилло-Белозерской обители, принял там монашеский постриг и решил уйти в более уединенное место. Пришел сначала на Валаам, но и здесь не нашел покоя, и направился дальше на север. Достиг Белого моря и Соловецких островов. Здесь вместе с преподобным Германом основал монастырь, позже к ним присоединился преподобный Зосима. Так появилась обитель, где они подвизались в суровейших условиях. Это сейчас на Соловках все благоустроено, а тогда ничего не было. Остров не был населен, иногда приплывали туда охотники или рыбаки. В уединении, в суровых условиях они подвизались много лет. Я не знаю, какими для этого нужно обладать духовными силами. Господь укреплял их, посылал им ангела, и в конце концов они все стали святыми. Прошли века, Соловецкая обитель тоже стала известной, но наступили революционные времена, и мощи святых угодников „помешали“ советской власти. Их осквернили. Тогда многие святыни привозили в Казанский собор, где был антирелигиозный музей. Мощи преподобного Савватия были здесь до 1990 года. Патриарх Алексий Второй обратился к властям, и их передали Церкви. Два года они находились в Александро-Невской лавре, а потом были перенесены в обитель».

«Еще один святой, вспоминаемый сегодня, — священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский. Он родился в Воронежской губернии в семье священника, закончил духовную семинарию, потом Московскую духовную академию, стал помощником инспектора, а потом его перевели в Санкт-Петербург и назначили чиновником учебного комитета при Синоде. Он проработал там много лет. Стал участником Поместного Собора 1917-1918 годов, познакомился ближе с Патриархом Тихоном. Наступали времена исповедничества. Петру Полянскому было 58 лет, Патриарх предложил ему принять священный сан. Тогда это значило сразу пойти в тюрьму: если мирянин мог не попасться на глаза властям, то священнослужитель был на виду. Петр не испугался, принял монашество, стал священником. После архиерейской хиротонии его сразу сослали в Великий Устюг. Когда он вернулся, Патриарх Тихон взял его к себе первым помощником, возвел в сан архиепископа, потом поставил митрополитом Крутицким и Коломенским и членом Синода. Первоиерарх тогда был почти при смерти, надо было думать, кто возглавит Церковь после него. Собор собрать большевики бы не дали. Предстоятель выбрал местоблюстителей: митрополитов Кирилла Казанского, Агафангела Ярославского и Петра Крутицкого и Коломенского. После кончины Патриарха в 1925 году двое из троих местоблюстителей уже были в ссылках, остался только митрополит Петр. 9 ноября того же года начался его крестный путь: арест, пытки, ночные допросы, издевательства — и так в течение двенадцати лет в тюрьмах Урала, Сибири. В 1937-м он скончался, и сегодня мы совершаем его память. Видите, каких святых мы вспоминаем, сколько назидания в их житиях, они своим примером показывают, как быть верными Христу. А нас никто не пытает, не преследует — подвизайся, трудись, посещай храм, причащайся, твори добрые дела — сколько возможностей Бог дал людям в наше время! Мы в этих условиях должны помогать друг другу, но помнить, что это не те условия, в которых жили ныне воспоминаемые святые», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

 
Храму была подарена икона святого Александра Невского.
 
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 55-летием настоятель был награжден патриаршей грамотой.
 
Правящему архиерею была подарена икона Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). «Мы находимся у озера Разлив, в котором истории больше, чем воды, — сказал отец Гавриил. — На его берегах — шалаш и сарай, это второе место поклонения злодею, из-за которого погибли царская семья и великая империя. Первое — это мавзолей на Красной площади, где заблудшие поклоняются идолу. Иконописный образ — это видимое молитвенное воздыхание нашей казачьей общины Церкви Небесной. Мы взываем ко Господу, Божией Матери, святым. Божия Матерь на этой иконе является с Крестом, на котором был распят Ее Божественный Сын. Крестом Она попирает мавзолей, это капище проваливается в преисподнюю, оттуда выползает змей, его прокалывают архангелы Михаил и Гавриил, а святой Лонгин сотник делает контрольный прокол. Здесь изображены и священномученики Вениамин и Серафим Петроградские, и архимандрит Гавриил (Ургебадзе), и священномученик Николай, епископ Сестрорецкий, небесный ангел нашего города, и лейб-медик Боткин, и профессор права Юрий Новицкий — новомученики. Мы также видим Успенский собор Кремля с Владимирской иконой Божией Матери на фасаде, храм Христа Спасителя, Никольскую башню с воинственным образом Николая Чудотворца. Этот образ родился здесь, мы назвали его  «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). Доска сделана в виде креста. Казаки написали две иконы: одну подарили нашему храму, другую мы приготовили к вашему приезду».
 
Тихвинский храм Сестрорецка был построен в 2004 году, освящен 4 мая 2005 года. При нем действуют духовно-просветительский центр и библиотека. У храма расположен выставочный павильон, в котором отражаются важные исторические и церковные даты. По итогам посещения храма правящим архиереем была создана инсталляция, издан приходской вестник и смонтирован видеорепортаж, показанный на телеканалах  «Союз» и  «Залив ТВ».
 
ИА «Вода живая»,
09. 10.21