СОБЫТИЯ
Троица Святая, Единосущная, Животворящая и Нераздельная в центре Богоспасаемого города Сестрорецка

29 августа 2020 года, в выставочном павильоне «Спасская башня», что на Привокзальной площади у Духовно-просветительского центра появилась новая экспозиция, посвященная 660-летию со дня рождения великого иконописца Андрея Рублева

 

В этом году исполняется 660 лет со дня рождения великого иконописца Андрея Рублева, канонизированного Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году в лику преподобных святых.

 

 

 

 

Андрей Рублев — первый русский художник,
причисленный к лику православных святых

 

Канонизирован Поместным собором Русской православной церкви

в лике преподобного в 1988 году

 

Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Историки предполагают, что он родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. Фамилия Рублев проливает свет на происхождение: рубель — инструмент для накатки кож, значит, родился иконописец в семье ремесленников.

 

Как его звали в миру, так и осталось тайной. Зато все исследователи единогласно заявляют, что отца Андрея звали Иваном, потому что на одной из икон его работы тех времен ясно читается подпись – Андрей Иванов сын Рублев.

 

Андрей — монашеское имя преподобного, а по традиции того времени при постриге давалось новое имя, начинающееся на ту же букву, что и прежнее, мирское.

 

О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.

 

Именно с этого времени прослеживается биография Андрея Рублева. В «Троицкой летописи» упоминается его имя. В них говорится, что прибывшие из Кафы Прохор-старец и Феофан Грек, вместе с чернецом Рублевым, расписали Благовещенский собор Московского кремля.

 

Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего три года, а у мастера уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль.

 

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.

 

Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых.

В 1420-х годах Андрей упоминается в летописях в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

 

Рублев создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, он создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово.

 

Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.

 

Андрей Рублев приступил к созданию иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.

 

До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.

 

Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1919—1922), исследуя особенности классической русской иконописи с древнейших времен до шедевров Феофана Грека и Андрея Рублева, сказал о «Троице»: Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».

 

Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора.

 

Иконописец скончался по одним данным в 1428, по другим — в 1430 году. Он умер от чумы, эпидемия которой бушевала в Москве. Его похоронили на территории монастыря.

 

«Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…» — писал искусствовед Михаил Алпатов.

 

О том, какое влияние он оказал на потомков, говорит тот факт, что в 1551 году московский Стоглавый собор утвердил такую инструкцию для русских иконописцев: «Писать как Андрей Рублев».

 

«Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего по ее идеалам. Это высшее, что создает национальная культура. Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте, — отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев. — Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».

 

________________

При подготовке статьи использованы материалы, опубликованные на порталах www.culture.ruwww.foma.ru