14 марта 2015 г. в соборе Воскресения Христова "Спас-на-Крови" в день памяти убийства императора Александра II была отслужена литургия и панихида

 

В субботу седмицы 3-й Великого поста, 14 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова ( «Спас-на-Крови»).

 

Новостная лента православного канала   «Союз»

 

 Фоторепортаж

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора — секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков, насельник Александро-Невской лавры архимандрит Серафим (Шкредь), протоиереи Геннадий Беловолов и Алексий Дорофеев.

 

По окончании богослужения состоялась панихида по императору Александру II, убитому в этот день 1881 года. Затем глава Санкт-Петербургской митрополии обратился к собравшимся с архипастырским словом.

 

По сложившейся традиции за Божественной литургией молились казаки «Невской Сечи» и Конвоя Святого Царя Страстотепца Николая II, со своим знаменем – штандартом c изображением Государя Императора Николая II и Цесаревича Алексия.

 

Также казаки «Невской Сечи» посетили Громовское  (старообрядческое) кладбище, где отдали дань памяти Александру Малеичеву, казаку Терского эскадрона Собственного Его Императорского Величества Конвоя, погибшему во время покушения на императора Александра II.

 

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова ( «Спасе-на-Крови»)

 

 

 Фоторепортаж Юрия Петровича Костыгова

 

«В субботние дни Великого поста мы совершаем поминовение усопших. Святая Церковь не случайно установила в эти дни совершать память всех наших родных и близких, которые уже вернулись в свое Отечество и находятся в Царствии Божием. Мы знаем, как нуждаются в молитвах наши близкие, отошедшие к Богу, ведь сами они никаких дел любви проявить там не могут. А мы, оставшиеся на земле, еще можем оказать им помощь, если будем в эти дни приходить в храмы, возносить молитвы и, самое главное, совершать литургическое поминовение», — начал проповедь владыка.
 
«Вспоминаю случай из житий святых, как один русский святитель уже после своего прославления явился одному монаху и попросил, чтобы тот заказал обедню за его умерших родителей, — продолжил архипастырь. — Этот монах стал недоумевать — у них сын святой, а просит о своих родителях молиться! Святитель ответил, что молитва, которая совершается на Божественной литургии, выше его молитвы. Вот видите, как важна литургическая молитва! Хорошо, что мы приходим в этот день и заказываем обедню, творим милостыню — все это приносит нашим родным и близким радость и утешение. С самого начала жизни Церкви, с апостольских времен люди собирались на могилы, кладбища и там совершали богослужения».
 
Затем митрополит Варсонофий обратился к житию преподобного Макария Александрийского, который как-то             раз спросил у ангела, нужно ли поминать усопших и в какие дни нужно это делать: «Ангел пояснил, что нужно поминать в третий день — первые два дня душа еще находится на земле, ходит по местам, где была при жизни. То вернется к телу, которое лежит еще не погребенное, то ходит по местам, которые хорошо помнила… И вот в смятении она ходит, поэтому, пока тело лежит в доме, возносится молитва, читается Псалтирь по умершим. Затем, в третий день, душа идет на поклонение к Богу. Макарий Александрийский спросил — что же происходит в девятый день? В девятый день душе показывают райские обители. Ангелы водят душу и показывают, где находятся селения праведников, где святые и подвижники. Душа видит это и радуется — после тех страшных потрясений, которые она переносит после смерти, открывает совершенно новый мир и, когда увидит райские обители, наконец, успокаивается. На девятый день она идет на поклонение к Богу, а затем, в течение тридцати дней, душе показывают уже адские места, и она, конечно, снова трепещет и сожалеет: что же я делала, время теряла на земле и не жила так, как учат Церковь и Евангелие! На сороковой день она снова приходит к Богу, поклоняется Ему, и Господь уже определяет ее до Страшного Суда в том месте, где она будет готова это время выжидать».
 
Владыка отметил, что молитва за усопших — не единственное благое дело, которым можно заниматься на земле: «Мы знаем из Предания Церкви, что нас ожидает, поэтому, конечно, должны позаботиться о своей душе. Совершая сегодня память об усопших, мы должны думать и о своей смерти — что нас впереди ожидает? Надо позаботиться сегодня и о своей душе. Конечно, когда мы вспоминаем родных и близких, немного сожалеем, что оказали им мало внимания. Мы все время заняты, все нам некогда, куда-то спешим, уезжаем, разъезжаемся и некогда даже человеку сказать доброе слово, позвонить ему. Теперь, когда мы видим, что упустили время, но у нас остались другие родные, близкие — так, может быть, сейчас исправимся, постараемся им оказывать больше внимания? Проявим больше любви к живущим на земле? Чтобы хоть как-то             восполнить, сделать урок для себя — действительно, я мало оказал внимания родителям, зато окажу братьям, сестрам, племянникам, внукам, кому только можно, чтобы привести их к Богу. Вот самая главная задача — чтобы они могли через нас прийти к Богу. Если они погибнут, для нас это тоже будет печально. Видите, сколько уроков приносит нам день поминовения усопших — можем и исправлять свою жизнь, и молиться, и подумать о своей смерти».
 
Завершая проповедь, правящий архиерей вспомнил жизнь и труды императора Александра II: «Сегодня мы вознесли особую молитву о государе императоре Александре II, который погиб в этот день от рук террористов. Мы знаем, что XIX век — особый век, когда расшатывались устои нашего Отечества, путем террора хотели погубить монархию. В XIX веке это не удалось, но в ХХ веке все-таки случилось, рухнула мощная Российская Империя под ударами этих сил. Поэтому сегодня мы молились об императоре Александре II, который вошел в историю как царь-освободитель. При нем было много реформ, какие-то были доведены до конца, какие-то только начинались. Как и всякий человек, он был и грешником, поэтому сегодня мы молились, чтобы Господь простил ему грехи. Пусть Господь упокоит его в селениях праведных за все труды, которые он делал для Российского государства. Романовы очень многое сделали для России, мы им благодарны за все, что они совершили в этой жизни. Царствие Небесное им всем!»
 
Собор Воскресения Христова был возведен в 1907 году по проекту Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева) на месте смертельного ранения императора Александра II террористами-народовольцами и получил в народе название «Спас-на-Крови». В 1930 году его закрыли. В блокаду здание использовалось под морг. В послевоенные годы в нем были мастерские, склады, овощехранилище. После многолетних реставрационных работ в 1997 году храм был открыт как музей-памятник. 23 мая 2004 года его заново освятили, состоялась первая Божественная литургия, а с 19 сентября 2010 года проводятся регулярные богослужения.
 
Информация с сайта Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви