СОБЫТИЯ
27 апреля 2014. Храм Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) Апостола Фомы.

Божественная литургия, Крестный ход

 

 

Антипасха.
Неделя вторая по Пасхе

В этот день во вторую неделю

от Пасхи мы празднуем Воскресение Христово, снова подтвержденное и преданное на вечное воспоминание и осязание святого апостола Фомы.

Стихи

  Если ключ [девственного] чрева и гроба Тебя не оста­навливает, то как же ключ дверей может остановить Твой вход?

 

  То, что называется обновлением праздника, пере­даваемого вечной памяти, в древности соверша­лось по случаю какого-либо знаменитейшего события, так что, когда время кругообращением своим приво­дило тот самый день, в который событие соверши­лось, древние совершали годовое воспоминание его, чтобы великие дела не пришли в забвение. Бот по это­му-то [обычаю] евреи в первый раз совершили Пасху в Галгалах, в воспоминание перехода через Чермное море. Вот посему-то совершается, и притом торжест­венно, праздничная память скинии свидетельства; по сему же и царствование Давида, и другое, чтобы не исчислять каждого события поодиночке. А так как из всех событий в жизни несравненно величайшее и вы­ше всякого представления событие Воскресения Хрис­това, то мы празднуем его и воспоминаем не только каждый год, но всегда и притом на восьмой день. И вот первое праздничное воспоминание — это на­стоящая неделя, которую совершенно законно мож­но бы назвать и восьмой и первой; восьмой, считая с Пасхи, и первой, как начало других. Еще она и по­тому восьмая, что полагается в образ того бесконеч­ного дня в будущем веке, который будет и первым и единым, уже не прекращающимся ночью. Вот это о возобновлении праздника.

 

  Событие же с Фомою было так: в тот день, когда воскресший Христос явился вечером ученикам, Фомы не было в соборе прочих, из опасения иудеев. Потом, спустя немного, пришедши к ним и узнав о явлении Христа, он не поверил ученикам, что они видели Вос­кресшего, а также й тому, что Христос воскрес, и при­том он один только из двенадцати. Но Бог, устрояющий все ко благу и об одном пекущийся, а также по некоему высшему домостроительству, чтобы утвер­дить веру воскресения в последующих родах и силь­нее возбудить в Фоме усердие, чтобы и он, долго не веривший, тем сильнее выказал бы пред всеми свою веру в воскресение, — снова приходит спустя восемь дней и входит, как и прежде, чрез запертые двери при Фоме. Приветствовав всех, по обычаю, миром, потом обращается к Фоме и говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в бок Мой; и не будь неверующим, но верующим». А так как ты хотел убедиться не только чрез зрение, но вспомнил и осязание (Господь показал, что, когда Фома говорил это ученикам, Он слышал), то вложи руку твою в бок Мой (объявляет тем, как широка была рана в боку, что могла вместить внутри себя руку!). Фома, после тщательного испытания, уверившись чрез осязание (ибо ему позволено было и видеть и делать это ради уверения, хотя дело касалось нетленного и обнажен­ного тела), воскликнул: Господь мой и Бог мой“; пер­вое по плоти, второе по божеству. И Христос к нему говорит: Ты поверил, потому что увидел Меня; блажен­ны невидевшие и уверовавшие“[1].

 

  Фома называется Близнецом или потому, что он ро­дился в двойне, или потому, что он двоился в мыслях о воскресении, или потому, что у него от природы срослись пальцы средний и повыше его, так называе­мый указательный, а вернее сказать, что он и двоился в мыслях и хотел осязать этими сросшимися пальца­ми. Другие же говорят, и это более похоже на правду, что само имя Фома означает «близнец». Это явление Христово было второе.

 

  Третье было на море Тивериадском, при рыбной ловле, когда Он вкушал и пищу, сготовленную бо­жественным огнем, как ведал Он Сам, представляя этим несомненность воскресения. Потом Он является в Эммаусе, пятый раз в Галилее, и даже, как говорят, до одиннадцати, пока вознесся на небо, и, являясь по воскресении, совершает многие и необычайные зна­мения пред учениками (но показывает их немногим). Евангелисты опустили записать их, потому что невоз­можно было многим, обращающимся среди мира лю­дям, слышать о них, как о весьма таинственных.

 

  Заступлением Твоего апостола Фомы, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.



[1] Ин. 20, 26-29.