400-летию Дома Романовых посвящается
ЦАРЬ НИКОЛАЙ – ВЕЛИКИЙ БЛАГОДЕТЕЛЬ И ДРУГ СЕРБСКОГО НАРОДА

В Сербии за последние годы возникло много родолюбивых (патриотических. – Примеч. пер.) братств, установивших благотворное сотрудничество с русскими православными народными движениями: взаимопомощь, взаимоподдержка в радости и в печали, проведение соборов. 

 

Национальный центр «Святой владыка Николай» (св. Николай Сербский) – одно из таких братств. Он расположен в селе Иошево на склонах легендарной горы Цер, ставшей историческим символом Сербии. Центр сформирован в 2002 году. С течением времени братство разраслось, его численность увеличилась; оно стало приносить свои благие плоды в духовной и национальной сфере. На базе этого центра решено было возвести храм святому Царю Мученику Николаю Романову, была начата также издательская деятельность. 

О возведении храма, о целях и задачах братства рассказал старейшина духовно-национального центра Пантелей Петрович. 

– Как все начиналось? 

– Идея построить церковь и комплекс появилась еще в 90-х годах, но в силу обстоятельств, из-за отсутствия земельного участка мы долго не могли приступить к осуществлению замысла. Летом Господним 2002 года мы основали братство, которое взяло на себя ответственность и руководство строительством храма. Возведение этой церкви, посвященной святому Царю Мученику Николаю, началось в 2008 году. И, как видите, сейчас уже завершены фасадные работы. Напротив храма отреставрировано здание XIX века, а в 50 метрах отсюда подходит к концу строительство гостиницы. Весь комплекс окружен дивной природой. На самом храме два флага: сербский и русский времен Царской Империи. 

Следующая задача у нас – завершить внутренние работы, чтобы начать с Божией помощью ежедневное Богослужение. Мы горячо желаем перед Престолом Творца обратиться в своих молитвах к святому Мученику Царю Николаю, защитнику вселенского Православия – так, совершая Литургию, мы сможем выразить ему свое признание, приклониться перед его мученическим подвигом, поблагодарить за все добро, сделанное нашему многострадальному народу. 

Святой Царь Николай – великий благодетель и друг сербского народа. Не было ни одного исторического события в Сербии, которое бы оставило Царя Николая равнодушным и безпечным. После освобождения от турецкого ига положение сербов было отчаянным, помогала нам тогда только Россия. Во время Первой балканской войны в 1912 году Русский Царь открыто выступил на дипломатическом уровне в защиту всех балканских христианских народов, которые объединились против турецких оккупантов и освободили почти весь Балканский полуостров от пятивековой Османской тирании. 

Во время Первой мировой войны, когда Сербия подверглась нападению Австро-Венгрии и остальных государств Центральных сил, русский Император объявил войну врагам Сербии, встав на защиту Православия и Сербства. В своем письме сербскому престолонаследнику Александру от 14 июля 1914 года русский Царь Николай обещал: «Пока существует хоть маленькая надежда предотвратить кровопролитие, мы будем действовать в этом направлении. Если, вопреки нашему искреннему желанию, прилагаемые усилия не будут иметь успех, Ваше Высочество может быть уверено в том, что Россия ни в коем случае не останется равнодушной к судьбе Сербии». 

На обращение Сербии к союзникам за помощью в момент агрессии первой отозвалась Россия. В конце лета Сербия получила 120 000 пушек, а затем 80 000 русских шинелей. До этого сербы воевали в гражданской одежде. Позже прибывала и другая военная помощь: боевая амуниция и фураж для конницы. Царь Николай из личных средств выделил большие суммы на строительство больниц и на другие военные потребности. 

По приказу Царя Николая на фронт в помощь сербам, на защиту своих единоверных и единокровных братьев от западных завоевателей было направлено 10 000 русских добровольцев. Он навеки остался в памяти сербского народа как защитник святого Православия и Славянства. Воздвижение этого храма осуществило давние чаяния сербского народа – прославить русского Царя Мученика. 

– Что вас подвигло к основанию братства и чего вы хотите достигнуть? 

– Мы свидетельствуем о том, что положение сербского народа сейчас самое тяжелое. Исторические наши недруги и наша разобщенность, незнание Православной веры, своей истории, традиций и многие-многие грехи, из которых самые тяжкие – детоубийство и богохульство, позволяют злым силам поднебесным держать нас в своих кандалах. Многие епископы, священники, богословы больше не рассуждают по учению Святых Отцов и вносят в Церковь еретические учения, отчуждаясь от своего народа, от веры. Зло исходит и от наших безумных политиков, которые должны были бы заботиться о своем народе, а не попирать его традиционные вековые ценности. 

altМы, создав наше духовно-национальное общество, возрождаем существовавшее некогда богомольческое движение, чтобы помочь Церкви и державе. Ведь богомольческое движение в Сербии уже принесло благотворные плоды в период между двумя Мировыми войнами. Так появилось много христианских православных братств. Духовником Богомольцев был избран святой владыка Николай (Велимирович). К 1940 году Богомольческое движение насчитывало примерно 900 братств из 150 000 активных членов, оно дало Церкви прекрасных монахов, которые вдохнули жизнь в опустевшие монастыри. 

Наша цель в том, чтобы с другими православными братствами возродить в былой силе Богомольческое движение и вернуться к святосаввскому и святокосовскому укладу жизни через пост и молитву: «Все отдать за Христа, а Христа не отдавать ни за что». 

В своей деятельности Духовно-национальный центр призван объединить все православные силы и движения в одно целое. Нам важно сохранить нашу историю, очистив от навязанных представителями нового мирового порядка фальсификаций, утверждающих, что сербская история начинается со времен Иосифа Броз Тита. Будем хранить славянскую письменность, которая подвергается притеснениям от латиницы, оберегать, защищать родной сербский язык и культуру. 

Скоро мы начнем строительство сербского православного села на базе нашего Центра, по образу русских общин. Будем строить фабрики по переработке продуктов, чтобы иметь натуральную и полезную для здоровья пищу, запустим водяную мельницу. Но самое главное – это ежедневные Богослужения в храме. Будем созывать ежегодные сербско-русские православные соборы, отмечать памятные царские даты и важные события в нашей истории, служить панихиды по сербским воеводам, героям Косовской битвы, и другим великим личностям. Будем заботиться о сиротах, беженцах и немощных; организовывать Крестные ходы и заниматься другими богоугодными делами. 

– Старец Гавриил из Бошняна пророчествовал, что сербы не освободятся до тех пор, пока Россия снова не станет Царской. Он говорил: «Молитесь Богу, чтобы это время быстрее настало, тогда и сербам будет хорошо». Что Вы скажете на это? 

– Многие духовные аскеты свидетельствовали о том, что возрождение православных народов связано с воскресением Царской России, и это зависит от прославления Русских Царских Мучеников. Об этом говорил и святой Серафим Саровский, и митрополит Макарий Московский, и старец Николай Гурьянов. Всерусское прославление Царских Мучеников станет началом всенародного покаяния. Чтобы это произошло, надо пробудиться духовно и русским, и сербам. Не надо верить политическим партиям, сидящим на хребте простого народа и выполняющим повеления Запада. Возопиим перед Богом, чтобы в России и Сербии была установлена самодержавная монархия, во главе которой стоял бы Помазанник Божий, служащий Господу и народу. С Запада в начале XX века в православные земли пришли чуждые идеи демократии, парламентаризма, нацизма, коммунизма, равноправия. Вернемся же к ценностям устройства сербской державы, которые обозначил святой владыка Николай: «Бог – на небе, король – на земле, хозяин – в доме». Будем же верными, а не маловерными, и сотворим правду Божию, и тогда снова в Константинополе засияет Крест на церкви святой Софии, а Косово и все остальные сербские земли снова станут свободными, и разнесется колокольный звон, возвещающий о победе над врагами Православия.


Беседовал Слободан Эрич 

Перевод с сербского Екатерины Антоновой 

Источник: журнал «Геополитика», № 36, декабрь 2010 года; газета «Православный Крест»